Возникновение права и закрепление его в нормативном правовом акте имеет целью достижение результата, определенного его содержанием. В свою очередь результативность действия нормативного установления обеспечивается сопровождающим его правоприменительным процессом.
При этом под правоприменение следует понимать многоступенчатую деятельность субъектов данного процесса, направленную на конкретизацию действия нормативного установления в рамках складывающихся и требующих регуляции общественных отношений. В целях обеспечения направленности поведения участников отношений в соответствии с правовыми предписаниями субъект правоприменения принимает последующие акты.
Оценка эффективности нормативного установления связанна с достижением постановленного им результата. В связи с изложенным оценить степень урегулированности общественных отношений, выявить проблемы правового характера — пробелы, коллизии, противоречия в нормативных правовых актах позволяет осуществление мониторинга правоприменения.
Основной целью осуществления мониторинга правоприменения является совершенствование правовой системы Российской Федерации.
Мониторинг предусматривает комплексную и плановую деятельность, осуществляемую федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий, по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены):
- законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации — в целях выполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Европейского Суда по правам человека;
- нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов — в случаях, предусмотренных федеральными законами;
- нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов — в случаях, предусмотренных актами Президента Российской Федерации;
- нормативных правовых актов Российской Федерации — в случаях, предусмотренных ежегодными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, иными программными документами, поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на соответствующий период и программами социально-экономического развития государства;
- нормативных правовых актов Российской Федерации — в целях реализации антикоррупционной политики и устранения коррупциогенных факторов;
- нормативных правовых актов Российской Федерации — в целях устранения противоречий между нормативными правовыми актами равной юридической силы.
Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657 на Министерство юстиции Российской Федерации возложены функции по координации мониторинга правоприменения в Российской Федерации, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти, и его методическому обеспечению.
К участию в процессе осуществления мониторинга правоприменения предполагается привлекать также и представителей гражданского общества, имеющих активную жизненную позицию по вопросам правового регулирования различных сфер жизни общества.
Правовой портал Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» http://pravo.minjust.ru/
Нормативное регулирование в сфере осуществления мониторинга правоприменения:
Распоряжение Правительства РФ от 29.08.2018 N 1805-р "Об утверждении плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2019 год"